В чем основы индивидуального подхода 4 часть

В психологической науке спор социологизаторов и биологи-заторов продолжается не одно десятилетие. Социологизаторы отрицают всякое влияние природного, естественного начала на социализацию индивида и подчеркивают безраздельное господство внешней среды, воспитательных воздействий.

Родители, которые исповедуют эту точку зрения, думают больше об организации условий развития малыша, чем о задатках и склонностях сына или дочери. Они не забывают о шведской стенке в детской, собирают немногочисленные книги о развитии памяти, мыслительных способностей, музыкального слуха, однако ориентируются при этом преимущественно на свои собственные пристрастия, а не на интересы и возможности детей. Вспомним, для примера, детство великого драматурга Мольера, отец которого, казалось бы, сделал все, чтобы его сын стал преуспевающим дельцом, а мальчик, тем не менее, пошел по другой дороге, которая привела его в театр.
Родители, безоглядно перекраивающие индивидуальность своего ребенка на какой -то ими задуманный лад, нередко ограничивают, тормозят его развитие. Сказанное вовсе не означает, что не стоит специально развивать способности малыша. Важно только постоянно всматриваться в подрастающего человека, относиться с вниманием и уважением к его вкусам, увлечениям, успехам и неудачам, не навязывать чуждых данной индивидуальности направлений и темпов.
В противовес социологизаторам, биологизаторы считают, что человек беспомощен перед собственными слепыми и неотвратимыми инстинктами и влечениями, а значит педагогическая коррекция неправильного развития нецелесообразна. Что делать с внутренними, бессознательными, иррациональными силами, которые толкают малыша к совершению неправильных поступков? Эти силы следует вовремя подавить, заглушить, но говорить о возможности их видоизменения, с точки зрения представителей этого направления, нереально. Так находятся оправдания пассивности и безответственности взрослых, ведь с природными задатками все равно не совладать, зачем же тратить силы. Удивительно то, что в обыденном сознании подобные взгляды живут и по сей день, хотя наука еще в начале века доказала ошибочность подобных фаталистических концепций.
Внимательный читатель, сопоставив подходы биологизаторов и социологизаторов к развитию личности ребенка, отметит их похожесть при всей внешней полярности взглядов. В чем она? В том, что и для одних, и для других ребенокчоказывается игрушкой, пассивным объектом чьих-то воздействий. А ведь человек с самого рождения — не марионетка, он активен в постижении мира, в определении своего жизненного пути.
Правы родители, верящие в силу воспитания, однако не забывающие и о биологических предпосылках развития, о необходимости знания своего ребенка, его сегодняшних и завтрашних возможностей, сильных и слабых сторон. Что важнее? Ставить таким образом вопрос, по всей видимости, не стоит. Продуктивнее определить те области, которые детерминируются преимущественно изнутри, и сферы, в большей степени подчиненные внешним влияниям.
Классический пример с детьми-Маугли, как их обобщенно называют, выросшими среди животных, показывает, что никакой биологически заданной программы развития у человеческого детеныша нет. Нужны подлинно человеческие условия для вхождения ребенка в социальный мир. И здесь трудно переоценить роль окружающей среды. Человека из отсталого племени, находящегося на уровне чуть ли це первобытнообщинного строя, можно воспитать практически так^ке, как и любого ребенка из цивилизованных стран, если начать этд делать достаточно рано, последовательно и определенно. В 1938 геду-лфранцузский этнограф Виллар во время экспедиции в Парагвайе подобрал на брошенной стоянке двухлетнюю девочку из племени гуайкилов и отвез ее на воспитание к своей матери. Через двадцать лет девочка превратилась в ученого-этнографа, свободно владеющего тремя языками, О чем говорит эта история? О том, что природные свойства дают возможность для дальнейшего психического развития в очень большом диапазоне.

Биологические предпосылки становления индивидуальности не порождают определенных психических качеств, а лишь создают условия для их развития в нужном направлении. Природные особенности, присущие ребенку, накладывают отпечаток прежде всего на форму выражения тех или иных свойств, скорость их формирования, способы действий, т. е. на динамические характеристики психической деятельности. Что касается предпосылок социальных, они задают целевую программу, определяя содержание, качество происходящих с подрастающим человеком изменений.

 


В чем основы индивидуального подхода
В чем основы индивидуального подхода 2 часть
В чем основы индивидуального подхода 3 часть
В чем основы индивидуального подхода 4 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111