В чем основы индивидуального подхода 3 часть

Среди принципов индивидуального нодхода к ребенку немаловажное место занимает разумное применение поощрений и наказаний. Хочется спросить родителей, чем они чаще пользуются? Как поощряют и как наказывают? Умеют ли хвалить или предпочитают ругать?

Не торопитесь с ответом! Попробуйте лучше завтра с самого утра заняться самонаблюдением и зафиксировать все те случаи, когда вы выразили в той или иной форме одобрение по отношению к окружающим: членам семьи, коллегам по работе, случайным попутчикам в троллейбусе, гражданам в очереди, а когда, наоборот, сказали или подумали нечто отрицательное, далеко не поощряющее. Предсказываю, что для многих такой эксперимент окажется малоприятным. Ведь придется убедиться в том, как непростительно редко мы находим теплые слова друг для друга, зато раздраженные реплики, резкие замечания, колкие шутки срываются с языка легко и привычно. Нам кажется, если находящийся рядом человек поступает правильно, это можно и не замечать. А вот когда он хотя бы частично неправ, следует тотчас указать на это. Получается, что мы часто живем в атмосфере скрытого и явного недовольства друг другом. В этой, не вполне приятной среде растут и наши дети.
Между тем давно известно, что поощрения гораздо эффективнее наказаний. Когда нужно найти новый, оригинальный способ решения сложной проблемы, ученые организуют так называемый «брейнсторминг», мозговой штурм. Все собравшиеся высказывают любые гипотезы, самые абсурдные и нелепые, причем высмеивать чьи-либо предположения, критиковать, поправлять строго воспрещается. И оказывается, что человек, не опасающийся негативных оценок в свой адрес, способен на подлинные творческие взлеты.

Другой пример — группы интенсивного обучения иностранному языку. Новые методы, приводящие к рекордно быстрому овладению речевыми навыками, также связаны с созданием максимально доброжелательного микроклимата. Ошибки никто не исправляет, замечаний не делает, за незнание не прорабатывает. Наоборот, педагог постоянно выражает уверенность в исключительных дарованиях собравшихся; хвалит скорее за потенциальные, чем за реальные успехи. Атмосфера праздника, игры, творческой импровизации, господствующая в этих учебных группах, действительно пробуждает неизвестные самому человеку резервы памяти, вселяет веру в свои способности.
Оказывается, даже в отношении к самому себе, в самооценках удельный вес поощрений и порицаний определяет очень многое. Если вам приходилось обращаться к психотерапевту и обучаться некоторым приемам саморегуляции, вы, наверное, заметили, что формулы самовнушения, которые предлагает врач, в большинстве своем не негативны, а позитивны. Они звучат как бы авансом, убеждая в возможности преодолеть заикание, вспыльчивость, страх перед аудиторией.
Не любя себя, невозможно любить других. Эта достаточно банальная истина, хотя и подтверждается многими социально-психологическими исследованиями, еще не стала достоянием каждого. Самоуважение, чувство собственного достоинства и другие высшие человеческие чувства требуют для своего формирования особой почвы, включающей теплоту и доверие, внимание и доброжелательность. И чем меньше ребенок, тем значимее для его развития положительные эмоции, одобрительные оценки, поощряющие ожидания взрослых.
О роли наказаний в воспитании говорить не хочется, потому что полностью исключить их из педагогического арсенала не удается, а искать наименее вредные из них — неблагодарный труд. Нередко оказывается, что резкий окрик вспыльчивой матери приносит меньше вреда, чем многочасовая холодность более сдержанного отца. Наказания не могут быть системой, на них нельзя рассчитывать. Это почти всегда проявление родительской слабости, неготовности к происходящему, вынужденная разрядка, ожидать воспитательного эффекта после которой не приходится, ведь «история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием» К
Итак, индивидуальный подход, которому посвящена эта книга,— не просто конкретный подход к тому или иному ребенку, учитывающий его специфические индивидуальные особенности, психическое состояние, мотивы поступков, отдаленные последствия сегодняшних воспитательных мероприятий. Настоящий индивидуальный подход предполагает творческое отношение родителей к своим обязанностям, осознание ими своей ответственности за создание нового человека, его будущее, готовность постоянно учиться самому нелегкому родительскому труду. Индивидуальный подход направлен на развитие у каждого ребенка способностей к саморегуляции, мобилизации внутренних сил для преодоления трудностей и препятствий на жизненном пути, на формирование потребности в постоянном самосовершенствовании.
Встречаются родители, которые уверены, что при желании можно добиться от своего ребенка всего, сформировать любые навыки, развить какие угодно задатки, воспитать такую индивидуальность, которая воспринимается как наиболее привлекательная, социально ценная. Другие, наоборот, впадают в мрачный пессимизм и доказывают, что надо принимать ребенка таким, какой он есть, что природу не перехитришь, и весь путь психического развития малыша предопределен. Кто прав? Те, кто, засучив рукава, формируют и переделывают, или те, кто, вздыхая и сокрушаясь, ничего не пытаются изменить?

 


В чем основы индивидуального подхода
В чем основы индивидуального подхода 2 часть
В чем основы индивидуального подхода 3 часть
В чем основы индивидуального подхода 4 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111