В чем основы индивидуального подхода 2 часть

На родительском собрании в подготовительной группе детского сада молодая воспитательница жалуется на упрямство сразу нескольких детей. Мама Любы удивлена, услышав в этом списке фамилию дочери. Откуда строптивость у спокойной, послушной девочки?

Оказывается, привыкшая к мягкому, спокойному общению в семье, к ласковому тону прежней воспитательницы, которой пришлось уехать и передать группу недостаточно опытной коллеге, Люба воспринимает раздраженный тон новой воспитательницы как личную обиду. И хотя Анна Семеновна так разговаривает не персонально с Любой, а со всей группой, девочке кажется несправедливым, что на нее кричат. И в ответ она отказывается одеваться на прогулку, идти на музыкальные занятия, стоять в паре со своей подругой Олей и вообще выполнять любое распоряжение старшего. Упрямство в данном случае оказывается не чертой характера, не вредной привычкой, которую следует искоренять, а ситуационным, вполне мотивированным протестом против бестактного обращения.
У Шурочки, на которую тоже жалуется Анна Семеновна, другие причины для непослушания. До шести лет она не посещала дошкольное учреждение, воспитывалась у бабушки и дедушки, которые души в ней не чаяли, формируя чувство собственной исключительности, одаренности, вседозволенности. Девочка не слушает воспитательницу потому, что ее требования обращены ко всем, а не персонально к Шуре. Как видим, природа упрямства здесь иная. Это не ситуационный протест против грубости взрослого, а закрепленная реакция избалованного кумира семьи. С таким видом упрямства значительно труднее справиться, и тактика воспитательных воздействий будет совсем другая.
Тихого, болезненного Сашу воспитательница тоже называет упрямым, непослушным, неуправляемым. Слышать это странно не только Сашиным родителям, но и тем взрослым, которые знают ребенка не первый год. Саша ходит в дошкольное учреждение с полутора лет, и его никогда не ругали. Правда, в этом году он много болел, не посещал детский сад около двух месяцев, даже лежал в больнице. Может, отвык от требований? Скорее всего, дело не в этом. У ослабленного, болезненного ребенка упрямство становится проявлением сильного переутомления. Спросите воспитательницу, не замечала ли она, что после выходных или праздников с Сашей нет никаких хлопот, а к концу недели непослушание нарастает. Если да, значит можно прогнозировать, что и утром нарушения поведения у ребенка будут реже, а вечером чаще. От чего устает Саша? От общения со сверстниками, от большого количества людей вокруг, от шума, разговоров, суеты, впечатлений. Преодоление строптивости этого рода возможно лишь в комплексе общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.

 

Упрямство может оказаться реакцией на тяжелые, неприятные переживания. У Славика в семье нелады, часто бывают скандалы, бурные выяснения отношений, которые ребенок переживает чрезвычайно болезненно. Ссоры мамы с папой невозможно забыть, от ожидания надвигающейся катастрофы никак не избавиться. И Славик отказывается выполнять распоряжения воспитательницы, спорит, возражает, замыкается в себе. Преодолимо ли такое упрямство, корни которого в семейном неблагополучии? Думается, вопрос этот скорее риторический.
Число примеров можно было бы множить и множить. Однако и теперь читателю ясно, что основным принципом индивидуального подхода к ребенку является поиск тех специфических для каждого, непохожих, неповторимых условий, которые повлияли на формирование определенной черты характера, проявление каких-либо отклонений в поведении. Торопиться с выводами, искать универсальные, на все случаи жизни, рецепты — значит оказаться на ложном пути. Опыт сотрудницы, соседки, подруги в вашем конкретном случае может быть непригодным.
Школа даже чаще, чем детский сад, ставит своими жалобами родителей в тупик. «Ваш сын дерется. Примите меры»,— читает разгневанный отец запись в дневнике. Да, меры принять нужно, но не сгоряча, не сразу после прочтения неприятного сообщения. Сначала надо переключить себя на что-нибудь другое, отвлечься, «остыть». Затем желательно, не торопясь, разобраться, что же все-таки случилось. Почему сын дрался? Случайный это для него эпизод или он прибегает к подобным средствам выяснения отношений нередко? За что побил Гришу, с которым два года ходил вместе на плавание и никогда не ссорился?
Десятилетние мальчишки бросаются в драку по очень многим причинам. И в ответ на справедливое, но обидное замечание товарища, что, мол, подтягиваться на турнике не умеешь. И рассердившись на прозвища, которые сочиняет расшалившийся ровесник. И в ответ на оскорбление в адрес родителей. И пытаясь защитить от старшеклассников друга. Только выяснив побудительные причины, мотивы проступка, взрослый сумеет найти правильное решение, привлечь сына на свою сторону, а не оттолкнуть его.


В чем основы индивидуального подхода
В чем основы индивидуального подхода 2 часть
В чем основы индивидуального подхода 3 часть
В чем основы индивидуального подхода 4 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111