Сертификация автоматизированных систем обеспечения качества и экологической безопасности продукции

В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности продукции» особого внимания заслуживает вопрос о сертификации систем качества продукции.

Учитывая многообразие практически бесполезных систем качества, рекомендуемых Госстандартом России, необходимо рассмотреть вопрос о сертификации автоматизированных систем обеспечения качества и экологической безопасности продукции, действующих на базе информационных технологий штрихового кодирования. Необходимой нормативно-правовой базы для проведения сертификации таких систем на данном этапе не существует.
Некоторые схемы обязательной сертификации продукции в Системе ГОСТ Р предусматривают сертификацию систем качества, в ней же установлены требования к системам качества, правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации, порядок регистрации и сертификации систем качества, инспекционного контроля сертифицированных систем качества (например, ГОСТ Р 40.001-95, Р 40.002-96, Р 40.003-96, Р 40.005-96). При сертификации систем качества применяют знак соответствия по ГОСТ 40.002-96, а в системе ведется реестр сертифицированных систем качества.
Процедура декларирования соответствия продукции с включением в доказательную базу результатов сертификации систем качества предприятий и выдачи сертификата и знака обращения на рынке остается неизменной при обязательном подтверждении соответствия продукции, практически не зависящим от выбора схемы сертификации.
Ранее было показано, что разработка и использование систем качества продукции как основы обеспечения конкурентоспособности продукции требуют весьма квалифицированного подхода. Между тем чиновники полагают, что сертификация систем качества вовсе не требует профессиональных знаний и навыков. Нормативными документами Госстандарта России предусмотрено, например, что оценку системы качества проводит эксперт по сертификации систем качества.
О каких же системах качества говорится в нормативных документах Госстандарта России? Это канувшие в небытие традиционные для чиновников от стандартизации нормативно-административные системы в виде стандартов, руководств, инструкций и других распорядительных документов, на основе которых выстраивались многочисленные так называемые комплексные системы управления качеством продукции.
Теперь эти же попытки сопровождаются ссылками на международные стандарты типа ИСО 9000, 10000, МАК, МЭК и др. Они, кстати, вовсе не относятся к нормативным документам, ибо это рекомендации в области стандартизации. Подобные системы стандартов полностью дискредитировали себя как основа систем качества еще во второй половине XX столетия. Они оказались не способными решить проблему качества продукции в условиях планово-распределительной экономики при административных методах управления производством. Тем более они непригодны для рыночной экономики, в особенности для условий переходного периода в России.
Проблема качества продукции должна рассматриваться как главная компонента конкурентоспособности продукции и предприятия. Без комплексной автоматизации процессов хозяйственной деятельности предприятий эту проблему решить невозможно. Одним из наиболее перспективных вариантов ее решения являются создание и сертификация АСОКП с использованием технологий штрихового кодирования. Однако чиновники не создали ни малейших предпосылок к тому, чтобы правовые, методические, организационные и технологические решения по разработке и внедрению АСОКП вышли за пределы НИОКР. Но это не останавливает инновационную деятельность специалистов.

 


Сертификация автоматизированных систем обеспечения качества и экологической безопасности продукции
Сертификация автоматизированных систем обеспечения качества и экологической безопасности продукции 2 часть
Сертификация автоматизированных систем обеспечения качества и экологической безопасности продукции 3 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111