Оценка платежей за использование природных ресурсов

Российская национальная экосистема занимает особое место в планетарной экосистеме, прежде всего в силу своего географического положения.

Во всем мире природопользование сопряжено с оборотом значительных финансовых средств. Напомним, что рациональное природопользование связано с системой жизнеобеспечения общества и в значительной мере с процессами его жизнедеятельности. В первую очередь это относится к водным объектам и атмосфере. Поскольку большая часть природных ресурсов (горючие ископаемые, минеральное сырье, рудные ресурсы) невозобновляема, управление их потреблением требует использования долгосрочного планирования и поиска альтернативных видов ресурсов искусственного происхождения. Ранее отмечалось, что несоразмерное потребление природных ресурсов растет. Экономическая глобализация превращает эту тенденцию в постоянно действующий фактор, а технологии разработки и применения альтернативных видов природных ресурсов не в состоянии обеспечить их сбалансированное потребление. Поэтому в экологической деятельности вопросы природопользования и природоохранной деятельности взаимосвязаны.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды базируется на использовании программно-целевых методов распоряжения финансовыми ресурсами, основанных на применении экономико-математического моделирования. В экономике природопользования принято считать, что оптимальный вариант природоохранных мероприятий соответствует минимальной сумме инвестиционных и эксплуатационных расходов, приведенных к годовым затратам с помощью коэффициента дисконтирования. При этом ресурсно-природные платежи подразделяются в зависимости от вида ресурсов и устанавливаются соответствующими федеральными законами Российской Федерации. Рассмотрим основные виды платежей за использование природных ресурсов.
Платежи за землепользование. Плата за пользование землей составляет более 20% всех ресурсно-природных платежей. В настоящее время она осуществляется в форме земельного налога или арендной платы. Земельный налог - это стабильный платеж за единицу земельной площади в год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственника земли (землевладельца или землепользователя). Земельный налог исчисляется в соответствии с используемой площадью земельного участка по действующим утвержденным ставкам земельного налога. В зависимости от вида землепользования в России установлены налоги на земли:
•сельскохозяйственного назначения;
•городов и поселков;
•несельскохозяйственного назначения.
Ставки на земли сельскохозяйственного назначения определяются и утверждаются органами законодательной власти регионов Российской Федерации с учетом кадастровой оценки земли. Ставки на земли городов и поселков с учетом санитарно-охранных территорий устанавливаются и утверждаются органами местного самоуправления. Налог на земли промышленных предприятий вне населенных пунктов составляет 20% средних ставок земельного налога для населенных пунктов с населением до 20 тыс. человек. Земельный налог за земли, занятые полигонами вне населенных пунктов, определен в размере ставки за 1 га земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения. Все виды платежей за землепользование подлежат контролю органами федеральной исполнительной власти России. Контроль за соблюдением платы за землю осуществляют органы налоговой инспекции.
Платежи за пользование недрами. В соответствии с Федеральным законом «О недрах» (2001 г.) платежи за пользование недрами предусматривают следующую систему:
•регулярные платежи за пользование недрами;
•плата за геологическую информацию о недрах;
•сбор за выдачу лицензии;
•сбор за участие в конкурсе за пользование недрами;
•разовая плата за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии.

 


Оценка платежей за использование природных ресурсов
Оценка платежей за использование природных ресурсов 2 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111