Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия

Оценка эффективности системы управления охраной окружающей среды определяется уровнем экологических налогов (платежей) за совокупные загрязнения при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Совокупные загрязнения слагаются из загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты и выбрасываемых в атмосферу воздуха, и твердых отходов хозяйственной деятельности предприятия. Объективность установления размеров экологических платежей за рассмотренные категории загрязнений является объектом экологического аудита. Поэтому контроль финансового состояния системы управления охраной окружающей среды стимулирует деятельность экологического менеджмента по поддержанию состояния системы. В то же время на данном этапе экологические платежи являются единственным механизмом экономического регулирования эффективности системы управления охраной окружающей среды. (Здесь и далее рассматриваются только действующие направления экологической деятельности - природопользование и охрана окружающей среды.)
Все виды экологических платежей основаны на нормативных ставках, установленных органами федеральной исполнительной власти (при отсутствии экологического кадастра). В качестве базовых нормативов платы за загрязнения окружающей среды приняты расчетные показатели. Расчет экологических платежей производится в соответствии с межведомственным нормативным документом Мин-
природы России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минюста России «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды» (1993 г.). В этом документе установлен порядок расчета массы загрязняющих веществ, порядок платы за загрязнение окружающей среды и определена трехуровневая система экологических платежей по дифференцированным ставкам в соотношении 1 : 5 : 25 для каждого из уровней:
•за предельно допустимый сброс (ПДС) или выброс (ПДВ);
•за временно согласованный сброс (ВСС) или выброс (ВСВ) в пределах установленного лимита;
•за сверхлимитный сброс или выброс.
Оставим без внимания обоснованность нормативов и ставок, их действие распространяется на любые экосистемы на территории России. Рассмотрим расчет экологических платежей в соответствии с указанным нормативным документом.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определяются раздельно для стационарных и передвижных источников загрязнений. Методы расчета платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнений аналогичны методам расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Плата за выбросы в атмосферу от передвижных источников загрязнения разделяется на два вида: плату за допустимые выбросы и плату за превышение допустимых выбросов.
Напомним, что приведенные выше методы расчета экологических платежей за сбросы загрязнений в водные объекты и атмосферный воздух не могут считаться механизмами научно обоснованного экономического регулирования природоохранной деятельности. Например, отсутствует правовая основа процедуры временного согласования сбросов и выбросов, предельно допустимых сбросов и выбросов, от которых зависит размер экологических платежей. Экологические платежи зависят также от типа индивидуальных загрязнений, по которым установлены индивидуальные ставки платы. Например, при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты учету подлежат примерно 200 индивидуальных ставок платы за каждое индивидуальное загрязняющее вещество. При выбросах в атмосферный воздух учитываются более 200 наименований загрязнений и, соответственно, свыше 200 индивидуальных ставок платы. Между тем при проведении экологического аудита и мониторинга окружающей среды инструментальными методами измерений охватываются не более 10-15 наименований вредных веществ (и это не при текущем, а при периодическом контроле). Таким образом, объем фактических загрязнений, и главным образом объем индивидуальных вредных загрязнений является достаточно неопределенным.

 


Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия
Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия 2 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111