Экономическое регулирование экологической деятельности 3 часть

Указанные виды деятельности входят в состав НТД на продукцию, являются частью технологии производства продукции, дополняют основные фонды производства.

Экологические показатели безопасности вместе с показателями качества продукции обеспечивают ее конкурентоспособность. Эти виды деятельности позволяют внедрить автоматизированные системы качества и экологической безопасности продукции с учетом требований природопользования и природоохранной деятельности предприятия. АСОКП и СОЭБП через АСУП могут входить в любые информационные системы и сети связи и использовать регулирующие механизмы с помощью экосистем разных уровней. Экологическая деятельность предприятия в этом случае будет регулироваться собственным экологическим бюджетом, который станет обязательной частью финансового баланса предприятия. Эти направления экологической деятельности позволят привлечь инвестиции в хозяйственную деятельность предприятия и определить свою долю в прибыли от реализации продукции. В этом случае все механизмы экономического регулирования экологической деятельности будут использоваться наравне и совместно с механизмами повышения экономической эффективности бизнес-процессов хозяйственной деятельности предприятия.
В мировой рыночной экономике одним из инвестиционных институтов являются страхование имущества, ответственности за причинение вреда, предпринимательского риска и другие виды страхования. Применительно к экологической деятельности действует система добровольного страхования экологических рисков. Принцип добровольного страхования экологической ответственности российских предприятий не имеет к тому побудительных мотивов по многим причинам. Попытки создания на этой основе фондов экологического страхования в ряде регионов Российской Федерации при содействии органов региональной власти успехов не имели. Проблему экономического стимулирования развития экологического менеджмента для экосистем разного уровня может решить обязательное страхование экологических рисков. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает возможность обязательного государственного экологического страхования. Но в практике экологической деятельности российских предприятий такая возможность остается нереализованной.
Достаточным стимулирующим фактором развития экологической деятельности мог бы стать экономико-правовой метод повышения ответственности за загрязнения окружающей среды. Действующее законодательство предусматривает различную меру ответственности за экологические правонарушения. Это относится к штрафным санкциям за неудовлетворительное состояние объектов экологии. Экономический вред вследствие экологических правонарушений оценивается по результатам экологических последствий. Неудовлетворительное состояние нормативно-технической документации, исполнительной технологии производства и реализации продукции, метрологического обеспечения средств измерений и испытаний, утилизации по экологическим показателям не рассматривается как экологическое преступление с адекватными мерами ответственности. В России отсутствует экологическое судопроизводство, а меры ответственности устанавливают чиновники разных уровней исполнительной власти.
В условиях рыночной экономики принято считать, что одним из наиболее эффективных экономических методов регулирования хозяйственной деятельности является плановый и внеплановый аудит. В экологической деятельности также используется экологический аудит. Однако его деятельность не ограничивается финансово-экономическими функциями. В соответствии с рекомендациями российского национального стандарта ГОСТ ИСО 14050-99 под экологическим аудитом понимается систематический, документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем, чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, заказчику аудита (клиенту). Экологический аудит может преследовать разные цели и проходить с использованием разных критериев оценки. Экологический аудит проводится специализированными организациями. Предприятие может поставить перед экологическими аудиторами задачу финансово-экономической оценки экологической деятельности. Однако в целом экологический аудит не является эффективным механизмом экономического регулирования экологической деятельности предприятия.
По нашему мнению, более эффективной системой экономического регулирования экологической деятельности предприятия является комплексная система экологической сертификации. Ранее было отмечено, что создание и внедрение на базе информационных технологий системы экологической сертификации предприятия, продукции, товаров и услуг с учетом требований рационального природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителя и продукции, а также обеспечения финансовой устойчивости предприятия не являются технической проблемой. Экологическая сертификация с использованием АСОКП,
СОЭБП, АСУП с применением технологий штрихового кодирования позволяет в полном объеме решить задачи экономического регулирования экологической деятельности. Сертификация на базе автоматизированных систем проводится в непрерывном режиме сертификации и диагностики, в том числе и контроль финансового состояния предприятия. Напомним еще раз, что международные стандарты серий ИСО 9000 и 14000 при их относительной полезности, не могут решать ни проблему обеспечения конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции, ни проблему экологической устойчивости любой экосистемы. В настоящее время эта проблема имеет, прежде всего, кадровый характер. Необходима ускоренная подготовка специалистов в области экологического менеджмента предприятия, действующего в составе менеджмента предприятия и основанного на принципах использования современных информационных технологий и автоматизированных систем управления.

 


Экономическое регулирование экологической деятельности
Экономическое регулирование экологической деятельности 2 часть
Экономическое регулирование экологической деятельности 3 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111