Экономическое регулирование экологической деятельности 2 часть

В природоохранной деятельности основу российских экономических методов регулирования составляют экологические налоги (платежи)

и экономические санкции за различные правонарушения в экологической деятельности. Экологические требования и экономические санкции за нарушение этих требований устанавливают органы власти даже при отсутствии некоторого подобия экологического кадастра. Тем не менее, такой подход к экономическому урегулированию природоохранной деятельности одобрен представительной международной организацией - советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Предполагается при этом, что государственные расходы ограничиваются общественными методами: экологическим образованием, экологическим мониторингом и контролем, а предприятия (экологические правонарушители) оплачивают полную стоимость всех видов работ по снижению загрязнений окружающей среды.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает введение экологического налога (взамен экологических платежей) с предприятий и организаций с перечислением средств в бюджет всех уровней. В месте с тем Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) не содержит правовых норм, которые могли бы регулировать аккумулирование финансовых ресурсов на природоохранную деятельность. Экологического бюджета иерархического ряда экосистем не существует, а существовавшие ранее экологические фонды разных уровней не получили дальнейшего развития. Полагают, что совершенствование налогового и бюджетного законодательства в России может привести к повышению эффективности экономического регулирования экологической деятельности. Однако если основу экологической деятельности любой экосистемы будут по-прежнему составлять два направления - природопользование и охрана окружающей среды, то надежды на повышение эффективности экономического регулирования такой экологической деятельности остаются весьма призрачными. Ибо любая фискальная деятельность государства слабо способствует развитию предпринимательства и социальному развитию общества. Инвестирование в любой государственный сектор экономики не способствует развитию свободной конкуренции. Именно в таком состоянии пребывает экологическая деятельность в России.
Экономическое регулирование экологической деятельности осуществляется главным образом на региональном и локальном уровнях. На предприятиях развивается прежде всего экологическая деятельность в области охраны окружающей среды путем проведения мониторинга и контроля состояния источников загрязнений. Но эта деятельность не является обособленной частью менеджмента предприятия. Предполагается, что система управления охраной окружающей среды на предприятии, как это было уже неоднократно отмечено нами, должна быть основана на рекомендациях международных стандартов ИСО 14000.
В условиях развития экономической глобализации и ориентации предприятий на рынки мировой экономической системы международная стандартизация, безусловно, необходима и в области экологической деятельности. Напомним, однако, что проблема экологизации общества, связанная только с природопользованием и природоохранной деятельностью, не имеет достаточной экономической мотивации для предпринимательства. Это затратные виды деятельности принудительного характера, не приносящие прибыли. Побудительной мотивацией для предпринимателей является экологическая деятельность, непосредственно связанная с маркетингом и формированием портфеля заказов для предприятия, с производством и реализацией конкурентоспособных продукции, товаров и услуг, с обеспечением качества и экологической безопасности продукции, с минимальными издержками на осуществление экологических мероприятий при производстве и реализации продукции и извлечением наибольшей прибыли при соблюдении требований экологической безопасности.
Для этого необходимо, как ранее было указано, ввести в состав функциональных задач экологического менеджмента предприятия направления экологической деятельности, которые являются частью хозяйственной деятельности при производстве и реализации продукции. Такими направлениями являются экологизация производства продукции и информационное обеспечение экологической деятельности.

 


Экономическое регулирование экологической деятельности
Экономическое регулирование экологической деятельности 2 часть
Экономическое регулирование экологической деятельности 3 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111