Экономическое регулирование экологической деятельности

Приоритетное значение проблемы экологической устойчивости экосистем всех уровней, взаимосвязь и взаимодействие экосистем, их влияние на устойчивое развитие общества и среды обитания должны (в идеале) гарантировать приоритет финансово-экономического обеспечения экологической деятельности на всех уровнях.

В действительности общество еще не готово к такому восприятию проблемы экологической безопасности. Определенная система экономического регулирования экологической деятельности наблюдается в национальных экосистемах на уровне экосистемы предприятия. Эффективность такой системы далека от совершенства, хотя, казалось бы, имеется достаточно источников финансирования экологической деятельности. К ним относятся:
•международные гранты;
•бюджетное финансирование программ и проектов;
•кредитное финансирование;
•собственные средства предприятий;
•страхование экологических рисков;
•налоги с предприятий на развитие экологической деятельности.
Недостаточная эффективность привлечения финансовых средств
в развитие экологической деятельности объясняется главным образом тем, что их использование носит затратный характер. Экологические налоги, многочисленные штрафы за различные загрязняющие воздействия на окружающую среду, разработка и внедрение очистных устройств и сооружений, содержание экологического менеджмента и обеспечение его деятельности относятся к издержкам производства и повышают себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность. Два основных направления деятельности экологического менеджмента предприятия - природопользование и природоохранная деятельность - не способствуют развитию предпринимательской деятельности и активному использованию рассмотренных выше источников финансирования экологических работ. В этой ситуации система механизмов экономического регулирования экологической деятельности является системой методов поощрительного и принудительного характера.
Принято рассматривать следующие экономические методы природопользования :
•с преобладающим использованием рыночных механизмов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;
•с использованием административных и рыночных механизмов и подавлением экологически опасных отраслей с помощью жесткой налоговой политики;
•с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.
В области природопользования и охраны окружающей среды используются разные методы экономического регулирования из числа рассмотренных выше. Вместе с тем в ряде национальных экосистем делаются попытки установить нормативы загрязнений окружающей среды национального масштаба и распределить их по источникам загрязнений (предприятиям). Это еще не экологический кадастр национальных экосистем, но уже его прообраз. Агентство по охране окружающей среды США установило, например, общий лимит выбросов загрязнений и распределило квоты на выбросы загрязнений между разными типами предприятий. За превышение этих квот взимаются высокие штрафы. При этом право на дополнительные выбросы предприятие может приобрести (купить) у других предприятий, у которых фактические выбросы ниже установленных квот.
Таким образом, действует рынок экологических квот на допустимые в данной экосистеме нормативы загрязнений. На планетарном уровне экологической деятельности эта проблема решается в условиях международной торговли квотами на выбросы в атмосферу Земли парниковых газов. Основные положения такой торговли установлены Киотским протоколом в целях регулирования устойчивого климата планеты. Однако не все государства приняли на себя такие обязательства.
С проблемой платежа за загрязнение атмосферы Земли связан вопрос о загрязнении околоземного космического пространства. В освоении околоземного космического пространства принимают участие все большее число стран. На околоземных орбитах в настоящее время находятся свыше 5000 предметов искусственного происхождения, и их количество продолжает возрастать. Влияние этого космического «мусора» на состояние экологических параметров нашей планеты не изучено. Трудно понять, почему до сих пор на уровне, например, ООН, не поставлен вопрос о платежах за загрязнение околоземного космического пространства. Экологические платежи неоходимо ввести в обращение за вывод на околоземные орбиты любых космических объектов в зависимости от их технических характеристик, продолжительности полета и условий утилизации. Правовой основой такого решения может стать Международный экологический кодекс.

 


Экономическое регулирование экологической деятельности
Экономическое регулирование экологической деятельности 2 часть
Экономическое регулирование экологической деятельности 3 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111