Электронный регулятор напряжения

Реле-регуляторы, применяемые в автомобилях и мотоциклах, имеют существенные недостатки: контакты реле подгорают, часто залипают, подвижная механическая система изнашивается. Это приводит к преждевременному выходу из строя аккумулятора, к перегоранию ламп и т. д.


В предлагаемом регуляторе совершенно отсутствуют механические подвижные части, поэтому у него нет и недостатков, свойственных обычным реле-регуляторам.
Электронный регулятор напряжения (рис. 1) собран на двух транзисторах типа ПЗБ и П4В. Коллекторы транзисторов подключаются к минусовому выводу генератора, а эмиттер транзистора Ti подсоединяется к одному из выводов обмотки возбуждения генератора. Между коллектором и базой транзистора T2 включены последовательно соединенные резисторы R1 и R2, а между базой и плюсовым выводом .генератора включен стабилитрон Д1 Резистор R1 служит для ограничения тока стабилитрона; потенциометр R2 — для установки напряжения стабилизации; его можно подобрать постоянным. Вместо реле обратного тока, которое используется для предотвращения разряда аккумулятора на генератор, включается мощный диод Д2.
Регулятор работает следующим образом. Пока напряжение на генераторе не превышает 13—14 в, триоды полностью открыты. Однако вследствие того, что уже при 9—10 в стабилитрон Д1 начнет пропускать ток и на сопротивлениях резисторов R1 и R2 образуется падение напряжения, при 13—14 в произойдет частичное запиравше транзисторов. Это приведет, в свою очередь, к ограничению тока через обмотку возбуждения генератора. С этого момента вступает в действие стабилизация, и дальнейшее увеличение оборотов генератора не вызовет увеличения напряжения.
Такой регулятор работает плавно, безынерционно и стабильно. Его можно использовать с любым генератором, у которого ток шунтовой обмотки не превышает 1 а (в противном случае транзистор П4В необходимо заменить более мощным). Схема, показанная на рис. 1, соответствует генератору с сопротивлением обмотки возбуждения от 5 до 15 ом, такому, например, как распространенный автомобильный генератор Г-21 (сопротивление его шунтовой обмотки составляет 8 ом). Если эта схема будет использоваться не с автомобильным генератором, а с другим, у которого сопротивление обмотки возбуждения составляет 25—50 ом (зарядная станция, ветродвигатель и т. д.), то транзистор T2 (ПЗБ) надо исключить из схемы. При других напряжениях генератора необходимо использовать стабилитрон другого типа.

Рис. 1. Схема электронного регулятора напряжения

 

111