Спринтеры и стайеры 3 часть

Дефицит эмоционально положительных контактов со взрослым в раннем возрасте неизбежно приводит к замедлению развития, задержкам, которые могут оказаться необратимыми.

Существуют наблюдения, что дети, имевшие только физический уход, к четырем-пяти годам доходили до такого состояния, которое иногда кончалось даже смертью при отсутствии соматических заболеваний.
Отсутствие впечатлений, эмоционального контакта даже у здорового, ухоженного ребенка вызывает апатию или крик, невротические формы поведения. Если в три месяца ребенок разлучается с матерью, у него поначалу возникает бурный протест с возбуждением, нарушением сна, криками, которые позже сменяются вялостью, пассивностью, стремлением избегать людей. Так нарастает опасное явление, получившее название госпитализма.
В психологическом словаре читаем: «Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания... Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания»
В отличие от госпитализма с его роковыми последствиями психологи выделяют также такое явление, как институциализация. Этим термином описывают особое развитие детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях. Эти дети мало инициативны как в отношении предметного мира (отсюда сниженный уровень познавательной активности), так и мира людей (что влечет за собой отставание в развитии речи и эмоциональной сферы). Вместо живости, заинтересованности в происходящем, целеустремленности, которые есть у семейных детей, наблюдаются вялость, пассивность.' Следует отметить, что дети, о которых идет речь, все-таки имеют острую потребность в общении, что их и спасает. При благоприятных условиях, после специальных занятий со взрослыми, задержки и отклонения в развитии воспитанников закрытых учреждений могут быть практически преодолены.
Хочется привести пример противоположной эмоциональной окраски, показать, насколько ускоряется развитие маленького человека, если в него верят. В начале учебного года один из первых классов посетили психологи. Они привезли с собой различные методики выявления склонностей и способностей, уровня умственного развития, готовности к обучению. И учительница, и весь класс с интересом наблюдали, как в незнакомых приборах мигают лампочки, звучат сигналы, разглядывали разрезанные на несколько частей картинки, которые надо было сложить, перебирали кубики, из которых составлялись узоры, рассказывали дома о вопросах, задаваемых специалистами. Что выяснили ученые, в данном случае неважно. Дело в том, что они скрыли, утаили свои выводы. Вместо объективных данных учительнице совершенно произвольно назвали три фамилии из классного журнала и по секрету сообщили, что эти дети — самые способные. Вы уже догадались, как завершился первый год обучения малышей в школе? Да-да, именно те трое, которых случайно назвали психологи, оказались первыми учениками. Их успехи были подготовлены глубочайшей убежденностью учительницы в том, что ошибиться при экспериментальной диагностике нельзя (хотя, конечно же, это далеко не так). Даже первоначально возникшие у избранной троицы трудности не испугали и не разочаровывали молодого педагога. Учительница пробовала другие подходы, подбадривала, утешала, хвалила — и все трое оказались на высоте.
Есть ли родители, которые бы не мечтали отдать своего шестилетку в руки Шалвы Александровича Амонашвили? Праздный вопрос. А почему? Потому что этот человек искренне верит, что каждый ребенок его самого чему-то очень важному научит, каждый таит в себе практически безграничные возможности и способности.
«Мы слишком долго занимались построением педагогических и методических систем, не считаясь с детьми, с их устремлениями, чувствами, тенденциями. Не считаясь с их личностью, самолюбием, стремлением к радости и успеху» — считает Амонашвили. Такая педагогика давления встречающаяся, к сожалению, не только в школе или детском саду, но и в некоторых семьях, должна быть окончательно преодолена.
Итак, взрослый создает зону ближайшего развития для ребенка, способствует ускорению темпа социализации. Все верно, однако не следует забывать и о природных задатках, о тех индивидуальных особенностях малыша, которые коренным образом изменить невозможно, да и не следует.

 


Спринтеры и стайеры
Спринтеры и стайеры продолжение
Спринтеры и стайеры 3 часть
Спринтеры и стайеры 4 часть

111