Спринтеры и стайеры

Одни дети развиваются быстро, удивляя и радуя родителей, вселяя в них надежду на особую одаренность, необыкновенность сына или дочери. Они поразительно легко овладевают чтением, быстро считают в уме, обыгрывают в шахматы взрослых, рифмуют, музицируют.

Другие на акселератов совсем не похожи, их развитие скорее запаздывает, общая активность по сравнению со сверстниками снижена, познавательные интересы не выражены, потребность в общении проявляется не ярко. Значит ли это, что задержки психического развития необратимы? Что в дальнейшем ребенок, который с самого раннего возраста отставал от сверстников, обречен на неуспеваемость в школе, непризнание со стороны товарищей, прозябание во взрослой жизни? Отнюдь нет. Темп психического развития - величина неоднозначная. Нередко оказывается, что человек, в детстве считавшийся вундеркиндом, позднее ничем не выделяется среди далеко не так бурно развивавшихся в раннем возрасте товарищей. А тот, кто позже других усвоил премудрости грамоты или счета, со временем вдруг превратился в Эйнштейна. Сказанное не означает, что родители могут не уделять внимания тому, как развивается их малыш. Ведь отношение к ребенку, формы сотрудничества, принятые в семье, во многом определяют, «задают» темп его развития.
Все больше возникает клубов «Здоровая семья», объединяющих родителей-единомышленников. Здесь много внимания уделяется целеустремленному закаливанию, физическому развитию ребят. Совместные туристические походы, занятия бегом, другими видами спорта, объединяют членов семьи. Влияет ли это на темп психического развития? Конечно. Крепкий и выносливый ребенок, как правило: эмоционально более уравновешен, подвижен, весел, любознателен, чем слабый, подверженный всевозможным заболеваниям.
Трудно сказать, что важнее в опыте таких семей: сам по себе спорт или дружная атмосфера, теплые взаимоотношения между участниками происходящего, здоровый микроклимат, в котором растет малыш. В зависимости от привычек и склонностей родителей, их вкусов и пристрастий ребенка либо окружают чуть ли не с младенчества буквами, украшая стены азбукой, либо учат раньше плавать, чем ходить, либо берут с собой в байдарочный поход, когда сыну едва минуло полгода. Усилия взрослых обычно не безрезультатны: та сфера, которой уделялось больше внимания, развивается несколько быстрее. Однако хочется напомнить: главное - индивидуальность вашего малыша, ее целостность, всесторонность. Искусственное форсирование темпа психического развития не беспредельно. Возможны искажения самой динамики развития, запаздывание отдельных структур и функций за счет чрезмерного увлечения тренировкой других. Кроме того, бросающаяся в глаза непохожесть ребенка на сверстников в раннем и особенно в дошкольном возрасте препятствует формированию у него навыков общения, взаимодействия, что не может не сказаться на дальнейшем гармоническом личностном развитии.
У маленького ребенка психологическое время чрезвычайно насыщено. Новорожденный с незначительным количеством периодов бодрствования зависим от каждого часа, а не только дня. Мы иногда не помним целые месяцы, а то и годы своего взрослого, зрелого существования. Нам кажется, что в структуре нашей индивидуальности подолгу ничто не меняется. Но чем моложе человек, тем стремительнее темп его развития. Научно установлено, что если малыша начали кормить через 20—30 минут после рождения, то условные пищевые рефлексы на прикосновение к коже, изменение положения головы, туловища, рук, ног при кормлении образовывались уже на второй день жизни. Если в первый раз ребенка покормили через 12 часов после рождения, как и принято в наших родильных домах, условные рефлексы регистрировались не на второй, а на шестой—восьмой день жизни. Если же новорожденного приносили матери для кормления через 16—20 часов после родов, условных рефлексов следовало ожидать только на 10—12-й день.
Раньше считалось, что новорожденный в основном питается и спит, погруженный в свой внутренний мир. Однако исследования последних десятилетий показали, что вскоре после рождения ребенок умеет воспринимать тембр, громкость и высоту звуков, отличает рожок от колокольчика или гудка. Уже в первый день жизни он, оказывается, может двигаться синхронно ритму речи взрослых, в то время как бессмысленный набор речевых звуков, чистый тон или музыкальная фраза не вызывают подобных движений. В области зрительных воздействий новорожденные предпочитают сложные и новые стимулы простым и известным; среди сложных конфигураций они явно выделяют изображение человеческого лица.
Как видим, с первых мгновений существования малыш направлен на сугубо человеческие раздражители. На первом году жизни дальнейший темп психического развития всецело определяется характером общения со. взрослыми. Кстати, и формирование материнских чувств, особенно у первородящих матерей, также очень зависит от того, когда они увидели своего первенца, на какое время их разлучили. Первые 24 часа являются, по мнению отдельных специалистов, критическим периодом как для матери, так и для ее ребенка в плане успешности дальнейших контактов, эмоциональной насыщенности общения.

 


Спринтеры и стайеры
Спринтеры и стайеры продолжение
Спринтеры и стайеры 3 часть
Спринтеры и стайеры 4 часть

111