Психологический возраст ребёнка 2 часть

Социальное детство зависит от общественно-исторических условий, в которых развивается ребенок. В это время он должен стать человеком, не просто половозрелым индивидом, а полноценным членом общества, личностью. Чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что дается от рождения. О роли человеческого окружения в социализации свидетельствует судьба детей, почему-либо оказавшихся в изоляции.



Психологи говорят о существовании так называемых сензитивных периодов, т. е. этапов особой восприимчивости, чувствительности, отзывчивости на совершенно определенные внешние факторы. Если такой период почему-либо упущен, наверстать, догнать сверстников на других возрастных этапах уже достаточно сложно.

В детском возрасте, когда закладывается стиль жизни, устанавливаются основы для последующего развития детей, сензитив-ных периодов особенно много. На втором году малыш с фантастической скоростью овладевает языком или даже двумя-тремя языками, если растет в атмосфере многоязычия, когда члены семьи говорят с ним и по-русски, и по-украински, и, к примеру, по-английски. Те, кто начал изучать английский уже будучи взрослым, хорошо знает, сколько времени и сил требуется для овладения им хотя бы частично, в то время как в детстве все происходит почти незаметно для малыша. То же самое и с обучением чтению в старшем дошкольном возрасте или фигурному катанию, езде на велосипеде. Справедливости ради отметим, что при всей важности сензи-тивных периодов для психического развития ребенка, и в данном случае существуют очень значительные индивидуальные отличия. Мир знает и талантливых фигуристов, и виртуозных скрипачей, которые начали обучение гораздо позднее общепринятых сроков. Есть и люди, знающие множество языков, которые в раннем детстве усваивали лишь один.

Читатели могут воскликнуть: так сообщите нам точно, когда и чему учить, какой возраст сензитивен для наших влияний, и тогда семья наконец сможет выполнять возложенную на нее функцию первого и важнейшего института социализации! Но наука еще далека от таких открытий, и огорчаться этому не следует. Ведь речь мы сегодня ведем о неповторимой, своеобразной и уникальной индивидуальности, и надежды на универсальные рецепты оправдаться не могут.

С одной стороны, существуют загадочные сензитивные периоды развития индивидуальности вашего малыша, с другой, переход с одной возрастной стадии на другую, смена видов деятельности происходит в соответствии с тем, как каждая конкретная семья понимает на том или ином этапе свою основную задачу. Иногда мы сами не замечаем, как начинаем уделять внимание формированию какого-либо навыка, и видим ощутимые успехи. Почему? Да потому, что каждый родитель имеет определенные представления о том, каким должен быть его ребенок в том или ином возрасте, чего от него ждать и требовать, за что поощрять, чем восхищаться.

Малышка удивляет гостей своим умением безошибочно отличать манную крупу от пшеничной или овсяной, муку от сахара или соли. Она может самостоятельно насыпать кофейные зерна в электрическую кофемолку и смолоть их, а затем пересыпает кофе в кофеварку. Что это — природные задатки будущей хозяйки? Или мамино горячее желание поддержать в своей маленькой помощнице интерес к кухне и совместной деятельности? Разумеется, второе.

Возможно, большинство детей примерно в одно и то же время начинает ходить или говорить, читать или обманывать старших не только потому, что созревают определенные психофизиологические механизмы, но и потому, что взрослые решают про себя: «Пора». Когда семья единодушно ожидает очередных достижений и проступков от ребенка, когда все взрослые уверены, что вот-вот наступит счастливый миг, создается какая-то особо благоприятная атмосфера, провоцирующая качественный перелом, скачок в развитии малыша.

Выходит, главное — договориться между собой о том, чего желать от ребенка на каждом возрастном отрезке жизненного пути? Такой радужный идеализм вряд ли найдет приверженцев. Трезвые читатели справедливо возразят, что родительские желания должны, как минимум, соответствовать возможностям ребенка. Несомненно. Чтобы ориентироваться в этих возможностях, мы и поговорим об индивидуальном темпе психического развития детей, о скорости прохождения ребенком конкретных возрастных стадий. Что же касается влияния семьи на психическое развитие ребенка, то рискнем утверждать, что правильные представления взрослых об особенностях того или иного возраста, вера в своих детей, умение своевременно поддержать их, не дать оступиться — залог успеха.

 


Психологический возраст ребёнка
Психологический возраст ребёнка 2 часть

111