Психологический возраст ребёнка

Спросим себя, хочется ли нам вернуться в детство. Если хочется, значит не все благополучно в настоящем, значит о гармоничности развития личности говорить пока не приходится. Оказывается, чем человек уравновешеннее и гармоничнее, чем более счастливым себя чувствует, тем меньше у него желания возвратить детство, даже если считает его стопроцентно прекрасным и родителей своих оценивает сугубо положительно.


Физическое детство, то есть период созревания организма, тесно связано с детством социальным, с вхождением в человеческий мир. Определяемое созреванием организма до того уровня, когда индивид оказывается способным к продолжению рода, физическое детство характеризуется зависимостью от взрослых) и продолжается относительно недолго. Несколько веков назад считалось, что если ребенок может обходиться без постоянной заботы матери, няньки, кормилицы, он уже вырос. У низших животных вообще нет периода детства; рождаясь, они владеют всеми необходимыми для существования инстинктивными формами поведения. Чем сложнее по своей биологической организации вид, тем более длительный период его новорожденному представителю нужен для того, чтобы при помощи взрослых особей овладеть прижизненно формируемыми способами реагирования на окружающее, сформировать не передаваемые по наследству механизмы взаимодействия с миром.
Ребенок появляется на свет самым неприспособленным, самым уязвимым существом. Его не спасут инстинктивные программы, если рядом не окажется внимательный, чуткий взрослый. Почему природа распоряжается столь несправедливо? Почему Гадкий Утенок из знаменитой сказки Г.-Х. Андерсена смог выжить в чужом и даже враждебном мире, а представитель высшего рода «человек разумный» весь во власти случайных обстоятельств? Такой несвободой человеческий детеныш расплачивается за неограниченность возможностей своего дальнейшего развития. Жесткие наследственные предписания не ограничивают его жизненного пути. Отсутствие предопределенности каждого шага оборачивается богатством выборов.
В далекие исторические эпохи, когда были все основания говорить о детстве человечества в целом, для индивидуального детства времени почти не было. Да и сейчас в обществах, стоящих на низких этапах развития, малыши рано включаются в трудовую дея тельность взрослых и воспринимают себя полноправными участниками общественного производства. В странах же высокоразвитых детство становится все более продолжительным, что имеет помимо положительных и отрицательные последствия. Наши жалобы на инфантильность, несамостоятельность молодежи, на ее безответственность, иждивенческие настроения - это оборотная сторона возможностей цивилизации. Общество может себе позволить роскошь детства, измеряемого двумя, а то и тремя десятилетиями. За это время человек успевает многому научиться, но одновременно он непростительно долго остается не у дел.
Психологический возраст сегодняшних восемнадцатилетних в большинстве своем ниже паспортного, причем эта тенденция сохраняется чуть ли не до сорока лет. Недаром появляются пьесы с симптоматичными названиями типа «Взрослая дочь молодого человека». Никого не удивляют выступающие с экрана «молодые» прозаики или художники, которым явно за тридцать. В конце концов, ведущая деятельность — вот что определяет ту или иную стадию возрастного развития. Пока есть возможность не трудиться, а играть, пока ответственность за происходящее лежит на чьих-то других плечах, будет продолжаться детство.

 


Психологический возраст ребёнка
Психологический возраст ребёнка 2 часть

111