Что такое возраст?

Что такое возраст? Влияют ли возрастные особенности на формирование индивидуальности?
Каждый взрослый ответит на эти вопросы по-своему. Один скажет, что возраст - определенная стадия развития на которой но-новому проявляется детская индивидуальность, изначально заданная наследственностью, семейной атмосферой, воспитательными усилиями. По мнению этого человека, ребенок автоматически продвигается по возрастной лестнице, реализуя с большим или меньшим успехом имеющиеся у него задатки. Как поезд, идущий по расписанию. Другой возразит: откуда же в таком случае неожиданные повороты, опоздания и ускорения в психическом развитии сына или дочери? Чем объяснить качественные скачки, которых никто заранее не мог предугадать? Этот взрослый будет доказывать, что каждый возраст не похож на предыдущий, что он таит в себе сюрпризы, не всегда радующие родителей.
Интересно проследить, как сразу же находят взаимопонимание только что разговорившиеся супружеские пары, когда выясняют, что и у тех, и у других дети - шестилетки, которым завтра в школу. Сколько общих проблем обнаруживают случайные попутчики, имеющие детей-подростков. Значит, при всех индивидуальных различиях все-таки существуют особенности возраста как самостоятельной эпохи, внутри которой всегда проходит центральная линия развития, становления индивидуальности. Бывает, у старшего сына дошкольное детство прошло относительно несложно, бесконфликтно, зато с первых школьных дней начались проблемы, а вот младший с ясельного возраста плохо адаптируется в детском коллективе, никак не может усвоить требования дошкольного учреждения и заставляет семью по-новому взглянуть на казавшийся им прежде безоблачным возрастной период.
Тот или иной возраст переживается по-разному, для каждого ребенка ступеньки возрастной лестницы как будто разной крутизны. На некоторых этапах ход психического развития замедляется, а другой период ребенок проскакивает стремительно, почти незаметно для окружающих. Это своеобразие переходов от одного возраста к другому, разная значимость, интенсивность, наполненность для любого человека того или иного возрастного периода свидетельствует о том, что психическое развитие нельзя понимать как естественный биологический процесс, внутри которого существуют некие абсолютные, неизменные стадии.
Существует возраст, отмеряющий физическое время жизни индивида. Его можно назвать, к примеру, паспортным. Есть и возраст нравственный, личностный, социальный. Два этих измерения практически никогда не совпадают. Психологический и биологический возраст - далеко не одно и то же. Если о биологическом можно судить по появлению и смене зубов, к примеру, выделяя беззубое, молочнозубое, и, наконец, постояннозубое детство, то возраст психологический подобными вехами обозначить не удается. Почему? Попробуем разобраться в этом при помощи простого психологического приема.
Возьмите чистый лист бумаги и обозначьте на нем схематически, в виде вертикальной прямой, весь свой жизненный путь от рождения до сегодняшнего дня, а затем и до неизбежной в отдаленном будущем смерти. Теперь разбейте этот путь на произвольное число отрезков так, чтобы они соответствовали основным, по вашему мнению, возрастным этапам. Напишите, как бы вам хотелось назвать каждый из периодов. Может быть традиционно: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Может, как-то иначе: родители, школа, товарищи, любовь, семья, дети, внуки. Посмотрите, в каком месте вертикальной прямой вам хочется обозначить свой нынешний возраст, сколько ступеней уже позади, а сколько в будущем. Если большая часть графика относится к прошлому, а вы еще не достигли среднестатистической зрелости (35-37 лет), значит ваш психологический возраст по каким-то причинам опережает паспортный. Если многое еще впереди, в то время как по паспорту половина жизни в прошлом,- вы моложе своих реальных лет. Более точные расчеты можно произвести, обратившись к специальной литературе по этой проблеме. Для нас же сейчас ясно, что «психологическое старение» совсем не обязательно совпадает с появлением морщин и седин. Речь идет  корее о мировосприятии, ощущении себя творцом собственной жизни, ее активным созидателем.
Вернемся ненадолго к нашему графику, обозначающему жизненный путь. Представим себе каждый из обозначенных нами иозрастных периодов — и прожитый, и еще не наступивший — и попытаемся написать три-пять приятных слов, которые у нас с этим этапом ассоциируются. Затем надо будет написать столько же слов неприятных. Теперь ясно видно, как непохожи возрастные ступеньки друг на друга. По-новому представляешь свою жизнь, понимаешь, почему ты именно такой сегодня, чувствуешь, чего недостает, с чем приходится в себе мириться, а что необходимо все-таки переделывать, изменять. Пусть все взрослые члены семьи, папы и мамы, бабушки и дедушки, сопоставят свои графики. Пестрота картины будет явной, воспоминания о дошкольном и школьном детстве — очень разными. Угадать, когда наиболее ярко раскрывается индивидуальное своеобразие, трудно. Что запомнится ребенку на долгие годы, а что не окажет на него никакого влияния, покажет время. Нетрудно сделать вывод, что определять психологический возраст по какому-то универсальному, применимому для всех, одинаковому признаку,— нереально.
Может, кому-то из родителей покажется, что возраст — это нечто условное, раз вехи жизненного пути мы только что расставляли произвольно, как кому вздумается. Дело в том, что существует как субъективный, так и объективный психологический возраст.
И «вехи», разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст». Существуют объективные показатели смены возрастных этапов, на каждом из которых создаются благоприятные условия для вполне определенных проявлений индивидуальности. Чем гармоничнее происходит развитие ребенка, тем более комфортно он себя чувствует, тем реже высказывает желание быть старше или моложе своих лет. Кстати, далеко не все дети жаждут поскорее вырасти, как это нередко кажется. Примерно каждый третий ребенок, если верить специалистам-психоневрологам, желает оставаться таким, как есть.


111