Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями 3 часть

Низкий уровень финансовой ответственности за неудовлетворительное экологическое состояние предприятий разных отраслей экономики России объясняется еще и отсутствием единой централизованной системы государственного управления экологической деятельностью в стране на всех уровнях.

У многочисленных федеральных и региональных органов исполнительной власти, имеющих прямое и опосредованное отношение к экологической деятельности, преобладает приоритет фискальных вопросов, а не решение научно-методических и организационно-технологических проблем развития и устойчивости экосистем.
Для того чтобы создать единую централизованную правовую и нормативно-методическую базу экономической деятельности экологического менеджмента предприятия, надо исходить не из последствий экологической деятельности, а из ее целевых приоритетов. По нашему мнению, для организации экономически эффективного экологического менеджмента необходимо исходить из следующих предпосылок:
1)основу любой экологической деятельности составляет обеспечение устойчивого состояния экосистемы - устойчивое развитие общества и среды обитания;
2)источником возможных экологических правонарушений является хозяйственная деятельность предприятий - экосистема предприятия;
3)экологические правонарушения связаны с экологическими рисками воздействия загрязнений на экосистему;
4)воздействие загрязнений на компоненты экосистемы обусловливает переход ее на новый качественный уровень;
5)параметры устойчивого состояния компонентов экосистемы сохраняются в равновесных диапазонах, если воздействия на каждый из параметров не выводят их из равновесия;
6)регулирование экологических рисков осуществляется с помощью математического моделирования состояния параметров экосистемы, на основе которого осуществляется экономическое регулирование воздействий в допустимых диапазонах нормативов загрязнений;
7)допустимые диапазоны нормативов загрязнений представляются в виде экологического кадастра экосистем всех уровней;
8)устранение последствий экологических правонарушений должно быть направлено на восстановление устойчивого равновесия параметров состояния компонентов экосистемы (долговременная компенсация вреда);
9)последствия экологических правонарушений выражаются в форме прямого финансового и материального вреда предприятию, окружающей среде, причинения вреда здоровью и жизни людей как в пределах предприятия, так и за его пределами (компенсация вреда осуществляется единовременно);
10)необходимы система досудебных решений о спорах по экономическим санкциям и обязательная независимая экологическая экспертиза исков по судебным решениям.
В соответствии с предложенной моделью экономической деятельности экологического менеджмента предприятия в системе оценки экологических правонарушений и компенсации за их последствия первостепенное значение имеет задача регулирования экологических рисков хозяйственной деятельности предприятия. Эту задачу могут решить с учетом рассмотренных выше предпосылок АСОКП и СОЭБП. Необходимые нормативно-методические и технологические возможности для внедрения этих систем в менеджмент предприятия имеются.

 


Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями
Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями 2 часть
Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями 3 часть


Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

111